71513604_135539871175334_622227267790609446_n

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ АККАУНТЫ «АНСАРА» В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ ПЕСТРЯТ НОВОСТЯМИ О РАБОТЕ ПО РЕЛИГИОЗНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

День открытых дверей провели перед ТЦ «Астана», на который, кроме теологов, пригласили представителей местной власти. Кроме вопросов на тему религии, люди обращались с личными житейскими проблемами. Интересующимся были розданы буклеты и книги пишет Актюбинский вестник @vestnikaktobe

В последнее время аккаунты информационно-аналитического центра «Ансар» в социальных сетях пестрят новостями о работе по религиозной реабилитации.
О деятельности КГУ при управлении по делам религий рассказывает руководитель центра Нурсултан Жаншин.

Не ради показателей
– Наша активность начала проявляться после того, как стали использовать социальные сети и уделять больше внимания молодежи, вовлекая ее в различные культурно-спортивные массовые мероприятия, – говорит Нурсултан Жаншин. – Но это не говорит о том, что мы перестали работать индивидуально. Мы не отказались от личных бесед с приверженцами деструктивных религиозных течений. Они проводятся на регулярной основе.
Несмотря на многочисленные проекты различных форматов, собеседник отказался называть какие-либо результаты.
– Наша работа идеологическая, поэтому мы не гонимся за показателями. К примеру, с начала года провели более 6 тысяч мероприятий с участием 60 тысяч актюбинцев. И не можем утверждать, что из них столько-то человек отказались от деструктивных идей. Также не можем ставить конкретный план по количеству людей, которых намерены «вылечить» от нетрадиционной религии. Для кого-то, чтобы вернуть его в ряды ханафитского мазхаба, требуется один-два года, кому-то достаточно одной лекции или обстоятельной беседы, – признается руководитель информационно-аналитического центра.
– Считаю, что сама реабилитация псевдосалафитов не должна ограничиваться разъяснительными беседами, необходимо использовать разные форматы, – продолжает Нурсултан Жаншин. – К примеру, с жамагатом начали проводить различные турниры по футзалу или же интеллектуальные игры на тему «Наследие предков». Среди них были как приверженцы ханафитского мазхаба, так и нетрадиционных религиозных течений.

Помимо этого, командной игрой «Веселые старты» настолько увлеклись женщины, что сами предложили в следующий раз состязаться в настольном теннисе. Так, с помощью спортивных игр установили обратную связь.
Кстати, теолог не стал скрывать, что немаловажным фактором в реабилитации верующих является их трудоустройство, в том числе и женщин. К примеру, в Хромтау при акимате созданы подобный центр и общественная организация «Шапагат». С их помощью за три месяца 30 женщин обучены швейному делу, затем при бизнес-инкубаторе открыли ателье, куда они и трудоустроились. Трое открыли свой небольшой бизнес.
– Многих из них привела одна из активисток-верующих. Они со временем стали фотографироваться во время тренингов, спокойно относиться к представителям веры и к теологам из других регионов, давать интервью журналистам и соглашались, чтобы их беседы распространялись через соцсети. Ныне женщины изменили свои религиозные взгляды и начали жить полноценной светской жизнью. При этом постоянно поддерживают нас в проведении мероприятий. Это и есть результат постоянной, систематической работы, – отметил Нурсултан Жаншин.
Из Года молодежи в Год волонтера
Для профилактики влияния чуждых течений на молодежь ансаровцы придумали новый формат мероприятия и реализовали проект «Дін. Қоғам. Жастар». На форум из Алматы приехал известный предприниматель, бизнес-тренер, основатель бизнес-школы «Самга» Ахметбек Нурсыйла.
– Молодежь должна интересоваться не только религией, ей нужно рассказывать о бизнесе, благотворительности, трудоустройстве, инновациях и о многом другом, – считает руководитель центра «Ансар».
В это же время при «Ансаре» создана группа единомышленников-волонтеров.
– Тогда мы не знали, что следующий год будет объявлен Годом волонтера, – признается Нурсултан Жаншин. – С помощью добровольцев хотим наладить контакт с другими слоями молодежи, а также распространяем религиозную информацию. На сегодня насчитывается около 40 волонтеров из числа студентов и безработной молодежи. Недавно приняли новых.
– Что касается религиозной грамотности, молодежь зачастую волнуют вопросы обычаев и традиций.

Причем вопросы поступают на телефон доверия, ватсап-номер или аккаунты в «Инстраграм», «Фейсбук» центра «Ансар». В день поступает в среднем 7-8 вопросов, а с момента открытия страниц в соцсетях поступило свыше 700 вопросов. Изо дня в день задают более сложные вопросы, для чего и нам требуется помощь специалиста. Мы обязаны отвечать оперативно. Кстати, среди них есть не только читающие намаз. Те, кто читает намаз, в первую очередь спрашивают о вере в исламе, правоведении, просят совет в выборе литературы или сайта.
Но чтобы оторвать молодежь от интернета, реализуются различные проекты. В их числе Нурсултан Жаншин выделяет творческие вечера, проводимые по субботам в коворкинг-центрах при библиотеке имени С. Баишева и других нейтральных зонах в центре города. Кстати, на эти встречи специально приезжает молодежь из районов.
– Приглашаем известных личностей в спорте, религии, науке или искусстве, общественников. На следующей встрече обсуждаем художественную литературу, заранее разослав всем желающим электронную версию книги. Также идут психологические тренинги, показ отечественных кинофильмов. Все проводимые мероприятия связываем с историей Отечества, а также традициями и обычаями, – говорит Нурсултан Жаншин.
Без соцсетей никак
Ансаровцы стали популярны в социальных сетях. За год создания инстаграм-страницы @ansarsn число подписчиков от одной тысячи перевалило за четыре тысячи. Среди фолловеров не только ведется активная переписка, но и проводятся различные конкурсы в онлайн-режиме с поощрительными призами.
В то же время теолог предостерегает, что в соцсетях достаточное количество страниц псевдосалафитского направления. И чтобы их заблокировать, требуется немало времени.
– Если обнаружена страница деструктивного течения, необходимо собрать доказательную базу и отправить в столицу на экспертизу. Она рассматривается в течение месяца, после получения заключения придется пройти еще ряд инстанций. В целом на блокирование одной странички уходит почти два месяца, тогда как создать ее можно без особого труда. Закроем 10 страничек, открывается 20. Поэтому при встречах в обязательном порядке указываем свою страничку в соцсетях и призываем подписаться на нее.

Это не ради увеличения числа подписчиков, а для получения достоверной информации при поиске ответов на вопросы, – говорит руководитель ИАЦ «Ансар».
Проблема общества
Теолог уверен, что тема религиозного экстремизма предназначена не только для определенного контингента. Она касается всех.
– Начали читать лекции в госорганах, силовых структурах, потому что различать традиционные и деструктивные течения представители этих ведомств просто обязаны, – поясняет собеседник. – Учим их беседовать с радикально настроенными гражданами, которые признают государственный строй только на основе шариата. Помимо этого, атаке может подвергнуться и их мозг. Есть факты, когда госслужащий или сотрудник правоохранительных органов, оставив свой пост, уходил в ряды псевдосалафитов.
Во время десанта специалисты охватили и трудовые коллективы. По словам Нурсултана Жаншина, они настолько часто ходили с лекциями в учебные учреждения, что один из студентов задал встречный вопрос: «Неужели вы не доверяете нам? Если переживаете за нас, то прежде разъяснительную работу проведите с нашими родителями».
– Был период, когда родители радовались, что их дети становились на путь религии. Теперь другая ситуация: боятся, если они даже заговоривают на эту тему. Беда в том, что они сами не знают об исламе, поэтому не могут дать направление ребенку, – говорит теолог. – Могу привести в пример такой случай. Одна девочка несколько раз просила разрешение у родителей читать намаз и после очередного отказа начала молиться… в туалете. Хотя родителям твердила, что не читает намаз. Советуем таким родителям обратиться к нашим специалистам или же закрепить ребенка за имамом. Тогда появляется ответственность и у учителя. Но если родители не верят имаму и даже теологу, психологу, то они могут пойти вместе со своим ребенком в мечеть. Заодно сами получат у имама уроки ислама и освоят религиозную грамоту.
Конфликты в семье могут возникнуть и по религиозным мотивам. Теплоту, которую ребенок не ощущает дома, он начинает искать на улице, ответы на свои вопросы – в интернете, вследствие чего в один день окажется среди людей, которые придерживаются деструктивных взглядов.

Постепенно он укоротит штаны, отрастит бороду, а потом перестанет читать Коран в память об усопших. И в один прекрасный день начнет настаивать на том, чтобы молились и родители, причем по его правилам. В противном случае вся пища, приготовленная матерью, окажется харам.
По словам руководителя центра, на практике иногда родители приводят к ним внуков или детей с вопросами, на которые сами не могут ответить.
– Узнав, какую литературу он читает, на какой сайт заходит, выясняем, на правильном ли пути подросток, – говорит Нурсултан Жаншин. – Хотя в последнее время люди стали намного грамотнее в религиозном отношении. Они знают о своих традициях и ханафитском мазхабе. Это и есть результат кропотливой, многолетней разъяснительной работы.
Работа с осужденными
Работа ведется и с заключенными. И не только с теми, кто осужден за экстремизм и терроризм. К их реабилитации и профилактике подключаются сотрудники управления по делам религий, департамента уголовно-исправительной системы и представители ДУМК. Помимо этого, в штате каждого исправительного учреждения есть свои дипломированные теологи.
– Недавно провели среди осужденных интеллектуальный конкурс по исламу, – рассказывает Нурсултан Жаншин. – Заранее раздали электронные версии книг и через неделю провели тест, который состоял из нескольких этапов, а также опрашивали устно, задавали видеовопросы. Участвовало около 30 осужденных. Отличившимся подарили чайник, средства гигиены и сладости. Но, кроме них, есть граждане, отбывшие сроки, в том числе и участники теракта в 2016 году. Вышли на свободу те, кто был осужден за недонесение. Все они состоят на пробации. С ними регулярно, раз в месяц, встречаемся за дастарханом. Когда приезжают сильные теологи, такие как Аскар Сабдин и другие, мы не упускаем возможности организовать с ними встречи. На чаепития заглядывают представители местных властей, в ходе открытого диалога поднимаются разные социальные темы. Бывает, некоторые остаются и задают личные вопросы, и не только по религии. Планируем встречаться не только за дастарханом, но и в спортзале или на природе. Главная задача – установить тесные взаимоотношения.
Абат КАРАТАЕВ

Комментарии закрыты.