0d5dbbe7-dedd-4519-8380-5e3f40f00373

О религиозном образовании в Казахстане

«Теологическое образование за рубежом имеет несколько проблем, связанных с обстановкой в этих странах. Зачастую наши студенты не всегда могут отделить культуру этих стран от требований религии. Возвращаясь в Казахстан, они пропагандируют культуру этих стран как религию. Это наблюдается по внешнему виду, одежде, лексике, культурным признакам, которые неприемлемы в условиях Казахстана. Кроме того, у нас в Казахстане есть все возможности обучаться как и за рубежом, получать религиозное образование. Сейчас действует девять медресе, университет, центры по заучиванию священного Корана, предоставлены все возможности, вплоть до получения степени доктора исламоведения.

 

Я призываю получать образование, не выезжая за рубеж, особенно, это касается первичного религиозного образования»Он отметил, что фетва может различаться от времени, места, культуры, традиций и условий, в которых живет человек. Поэтому фетва, которая практикуется, например, в северной Африке или ЮВА, говорит теолог, не всегда подходит для других стран. «Студенты, которые получают образование за рубежом, не всегда эти вещи различают и начинают транслировать фетвы, призывы, богословские заключения зарубежных проповедников и богословов. Иногда создают конфликты, например, с соблюдением карантина. Когда некоторые пакистанские ученые дали богословское заключение, что болезнь не переходит и понятия заражения в исламе нет, сторонники ДРТ, следуя за фетвами, начали нарушать режим карантина и самоизоляции. Например, был случай в Актобе, когда представители ДРТ нарушили режим карантина; в Алматы случай, связанный с продавцами сотовых телефонов. Были случаи, когда представители ДРТ совершали коллективные молитвы, хотя духовное управление дало исчерпывающий ответ по этому вопросу», — говорит теолог.

 

Он напомнил, что местные исламские богословы выпустили правовое решение, требующее не нарушать карантин ни под каким предлогом. Теолог напомнил также о тех, кто ошибся в выборе религиозного пути, руководствуясь неверными мотивами. Так, казахстанка Халия Шыныбаева поведала свою нелегкую историю о пребывании в Сирии. Женщина вышла замуж за верующего, как ей казалось, человека — он читал намаз, но о том, что он исповедует деструктивное религиозное течение салафизм, женщина не знала. Они совершили мусульманский обряд бракосочетания «никях», Халия полностью доверяла супругу. В последующем ее супруг начал внушать идею переселения в Сирию, где, с его слов, соблюдается истинный Ислам и что это надо сделать во имя Аллаха. При этом он внушил ей, что, если она проговорится, то ей и ее детям будет угрожать смертельная опасность. В 2016 году, испугавшись последствий, она при помощи его сообщников прибыла в сирийский город Идлиб через Кыргызстан, Россию и Турцию, где Халию разместили в лагере с остальными женщинами. Рассказывая о кошмарных событиях пребывания там, она вспоминала, что с женщинами обращались как с вещью. Были постоянные бомбежки, авиаудары, обстрел и прочие военные действия.

 

При этом такие преступления, как похищение женщин и детей, становились нормой, зачастую в таких условиях проживания многие умирали от голода, кормили только детей. Находясь в таких условиях она с горечью вспоминала, что практически 24 часа они пребывали в страхе и ужасе. То есть никакого «чистого» Ислама там нет, все это миф и заблуждения, говорит женщина. Но, благодаря КНБ РК, ей все-таки удалось вырваться из этого кошмарного плена, она выразила свою благодарность спецслужбам Казахстана.

 

Аскар Сабдин

религиовед

Комментарии закрыты.