internet-1

Борьба интерпретаций

Пришедшие в Сирию радикалы разрушили Пальмиру, взорвали статую Будды, которые стояли веками. Отказ признавать традиционные установки и доминирующие ценности и разрушать их, невежественность и нетерпимость.
Теолог, директор центра противодействия религиозному экстремизму в Египетском университете исламской культуры «Нур-Мубарак» Аскар Сабдин рассказывает о том, как зарождается радикализм, чем отличается от традиционных течений и какими методами с ним нужно бороться.
– На что опирается радикал? Он говорит: «Я это в Коране прочитал, в хадисе прочитал». То же самое говорит и представитель традиционной религии. И вот тут начинается борьба интерпретаций. Потому что толкование зависит от того, учитываем ли мы исторический контекст написания этих текстов или нет. Признаем ли мы многозначность речи или считаем ее однозначной.
Коран и сунны написаны на человеческом языке, но у слов есть разная семантика, значение. А если есть многозначность, то есть возможность для интерпретации.
А радикалы уверены, что в Коране все однозначно. Мы, теологи, начинаем им доказывать, что там есть метафоры, аллегории, иносказательность, но они ее не принимают.
К примеру, слово «джихад» имеет много значений. В хадисе Пророка сказано: если ты родителям служишь, это твой джихад. Или борись великим джихадом посредством Корана. Третий – наивысший джихад – слово истины, сказанное человеком. А радикалы считают, что борьба – это идти и физически уничтожать «врагов».
К примеру, слово «джихад» имеет много значений. В хадисе Пророка сказано: если ты родителям служишь, это твой джихад. Или борись великим джихадом посредством Корана. Третий – наивысший джихад – слово истины, сказанное человеком. А радикалы считают, что борьба – это идти и физически уничтожать «врагов».
Вот еще пример: умма – это последователь пророка, а в Коране встречается еще пять смыслов этого слова: время, предводитель, группа людей, религия и путь, и их мало кто знает. И когда мы раскрываем многозначность этих слов, у радикалов однозначность начинает теряться. И тогда они начинают нас обвинять в том, что мы – не сунниты, а батиниты – сектанты, которые утверждали, что в Коране помимо явного смысла есть скрытый. По их мнению, если признаешь иносказательность, значит сектант.
Многозначность религиозных текстов подтверждается наличием в исламе четырех канонических правовых школ. Если бы существовало одночтение, то был бы один суннитский мазхаб. В истории ислама даже сподвижники пророка имели разные воззрения по одному и тому же вопросу, и в исламе это не порицается.
Ислам – религия мировоззренческого плюрализма. Радикал же упрощает мировоззрение и тем самым прямым буквальным пониманием склоняет к определенным действиям. Поэтому для деструктивных течений главным является мровоззренческая унификация – все должны придерживаться одного мнения, шаг в сторону – это уже угроза.
Источник: @kazislam.kz

Комментарии закрыты.